Методический кабинет

Центром работы по повышению профессионального мастерства дошкольных педагогов является методический кабинет, деятельность которого призвана решать следующие задачи:
• оказание дифференцированной помощи воспитателям в повышении их профессионального уровня, в само-образовании, научной организации труда;
• оснащение педагогического процесса пособия ми для воспитательно-образовательной работы с детьми. 

Для обеспечения успешной и целенаправленной работы педагогов в методическом кабинете его оборудование и оснащение должно быть тщательно продумано и систематизировано. Материал может быть представлен несколькими блоками:
1. Нормативные документы.
2. Учебно-методическое обеспечение.
З. Наглядно-иллюстративные материалы.
4. Литература педагогическая и детская, периодические издания.
5. Выставки.
6. документация по содержанию работы ДОУ.

Нормативные документы

В методическом кабинете целесообразно иметь дубликаты нормативных документов, касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми:

Закона об образовании, Концепции по дошкольному воспитанию, Положения о дошкольном учреждении, в том числе о коррекционном ОУ, методических писем, документов по подготовке детей к школе и преемственности в работе со школой и т.д.

В полном объеме все документы, регулирующие деятельность детского сада, хранятся у руководителя ДОУ.

Учебно-методическое обеспечение

В его содержание могут входить рекомендации по каждому разделу программы, опыт работы, перспективные планы и т.д. Отдельно могут быть выделены тематические циклы конспектов занятий и других форм организации детской деятельности в разных возрастных группах.

Представленные методические материалы должны отражать специфику дошкольного учреждения определенного вида и типа (ДС)У, ГОУ, ЦРР, учреждения для детей с проблемами развития и т.д.); особенности работы но избранной учреждением комплексной программе развития дошкольников.

Отражение особенностей работы по разным программам

Каждое образовательное учреждение имеет право выбора комплексной программы или суммы парциальных программ обеспечения целостного учебно-воспитательного процесса. В соответствии с этим содержание методического материала, бранного в кабинете, и его систематизация по разделам должны отражать специфику избранной программы.
Предлагаем вариант систематизации методического материала 
•Игра
• В кругу взрослых и сверстников
• Развиваем речь детей
• Ребенок открывает мир природы
• Ребенок в мире людей и предметов
• Подготовка к школе
• Математика
• Ребенок и книга
• Ребенок в мире изобразительного искусства
• Ребенок в мире музыки
• Физическое развитие

В каждом методическом кабинете, независимо от принципа распределения и систематизации материала, необходимо выделить разделы:
Воспитание детей раннего возраста” (если в ДОУ есть группы для детей до 3 лет), “Взаимосвязь в работе детского сада и социума” (семья, школа, другие организации), “Работа в группах кратковременного пребывания” (если таковые в ДОУ функционируют).


Документация по содержанию работы ДОУ

В методическом кабинете обязательно должны быть:
• дубликат образовательной программы и годового плана ДОУ;
• план работы старшего воспитателя на месяц;
• тетрадь протоколов педсоветов;
• документация по работе со школой: договор о сотрудничестве, информационные карты выпускников (данные о готовности детей к школе);
• тетради учета материалов, поступающих в методический кабинет;
• перспективный план повышения квалификации и аттестации педагогов ДОУ;
• результаты диагностики детей и анкетирования педагогов;
• информация о состоянии работы по реализации программ.

На все имеющиеся материалы целесообразно иметь картотеку или каталог.
Карточка оформляется на каждый печатный материал.
Например. Иванов В.М., воспитатель ДОУ № 101. Развитие творческих способностей на занятиях по аппли-кации. Опыт работы. Папка № 3/1.
На каждый вид наглядного материала оформляется карточка или приводиться перечень пособий по разделам. 

Например: “Составление описательных рассказов по игрушкам” (далее перечень соответствующих игрушек) или “Игрушка - натура для аппликации” (‘перечисляются имеющиеся для этого игрушки).

Необходимо предусмотреть возможность для расширения и продолжения списка.
На литературу карточка оформляется следующим образом: автор, название, издательство, год издания.
Картотеку на статьи периоди-ческих журналов целесообразно располагать по тематике в соответ-ствии с разделом программы.
Таким образом, при создании (или переоборудовании) методического кабинета целесообразно выделить следующие этапы работы:
1. Определить общий принцип расположения материала:
• по разделам программы;
• по направлениям развития, а внутри - по разделам программы;
• по возрастам, а внутри каждого возраста - по разделам программы.
2. Систематизировать имеющийся методический материал по видам, составить на него картотеку.
3. Разработать перспективный план пополнения материала, исходя из целей и задач образовательной программы.
4. Систематизировать наглядные пособия по видам, проанализировать возможность использования их для организации воспитательно-образовательного процесса в каждой области детской деятельности.
5. Продумать целесообразность размещения данного материала в методическом кабинете или в его филиале.
6. Составить каталог или перечень имеющегося материала, разработать перспективный план его пополнения.

Особенности предметной развивающей среды ДОУ

В дошкольном учреждении может быть только один методический кабинет, а может быть общий кабинет и кабинеты-филиалы: изобразительной деятельности, экологии, математики, конструирования, кабинет логопеда, психологической разгрузки и т.д. Материалы по направлениям деятельности могут быть представлены не только в соответствующих кабинетах, но и в общем методическом кабинете.
Иногда условия дошкольного учреждения не позволяют выделить отдельное помещение, и тогда методические материалы располагаются в группах, в кабинете руководителя, в музыкальном зале и т.д. В этом случае каталог всех материалов, имеющихся в ДОУ, должен находиться в доступном для каждого педагога месте.

Наглядно - иллюстративный материал

Такие материалы целесообразно расположить по видам, т.к. использование большинства из них многофункционально.
• Картины демонстрационные и раздаточные, иллюстрации.
• Игрушки и игровые материалы для творческих игр.
• Приборы, оборудование, природные материалы и др.
• Предметы народного декоративно-прикладного искусства.
• Технические средства обучения.

Литература

Педагогическая литература распределяется по рубрикам, соответствующим основным разделам программы, а также включает труды по теоретическим вопросам педагогики и психологии, коррекционной работе, различные словари и справочники.
Детскую литературу целесообразно распределить по фамилиям авторов в алфавитном порядке. Также могут быть выделены тематические сборники: сказки, рассказы о животных, о народных промыслах и т.д.
Периодические издания желательно группировать по годам выпуска с указанием исходных данных на корешке журнала.


Выставки

Для обеспечения гласности проводимой методической работы в кабинете целесообразно оформить выставки или стенды по подготовки к педсовету, контролю за воспитательно-образовательной работой с детьми, представить план работы ДОУ на месяц с указанием мероприятий Научно-методического центра, посетить которые рекомендуется воспитателям.

В помощь педагогам оформляются выставки, отражающие текущую работу с детьми, знакомящие с новинками литературы и передовым опытом, например: материал ко дню рождения, и юбилею писателя; воспитательно-образовательная работа зимой; дидактические игры педагога младшей группы (Ф.И.О.) по закреплению классификации животных; рекомендации по подготовке и проведению конкурса елочных игрушек и т.д. В содержание каждой вставки должны входить материалы для всех возрастных групп.

Прочитано 2848 раз
Другие материалы в этой категории: « График работы Группы ДОО »

pdchilds

Наша группа ВКонтакте

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ








Министерство
образования и науки РБ

Управление образования Администрации ГО город Уфа РБ

 

Администрация городского округа город Уфа РБ

 


Институт развития образования РБ